Образование для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

1. Дошкольное образование для детей-инвалидов и детей с ОВЗ
2. Общее образование для детей-инвалидов и детей с ОВЗ
3. Дополнительное образование для детей-инвалидов и детей с ОВЗ
4. Профессиональное образование для инвалидов и лиц с ОВЗ
5. Высшее образование для инвалидов и лиц с ОВЗ
6. Информация о реализации мероприятий в части образования детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ

C 2016 года на территории Российской Федерации осуществляет деятельность Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (ФРЦ РАС). Информация о деятельности ФРЦ РАС размещена на официальном портале в сети "Интернет": http://autism-frc.ru.


Информационная справка
«Инклюзивное и специальное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей –инвалидов»
2017-2018 учебный год

В 2017-2018 учебном году в Пермском крае функционировали 55 отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в том числе: 41 школа – для детей с нарушением интеллектуального развития, 2 – для детей с нарушением зрения; 1 школа-интернат – для детей с нарушениями слуха и речи; 1 школа-интернат – для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и тяжелыми нарушениями речи; 1 – для детей с тяжелыми нарушениями речи; 3 – для детей с задержкой психического развития; 6 – прочие школы. В обозначенных образовательных организациях обучались 8916 детей с ОВЗ, в том числе 3037 детей-инвалидов.

Классы для детей с ОВЗ функционировали в 187 общеобразовательных организациях. В них обучалось 4674 детей с ОВЗ, в том числе – 382 ребенка-инвалида.

В 2017-2018 учебном году 7909 детей с ОВЗ и 1933 ребенка-инвалида обучались в составе общеобразовательных классов в системе общего образования. Совместное обучение детей с ОВЗ (в том числе, детей, имеющих и статус «ребенок-инвалид») со здоровыми сверстниками осуществлялось в 572 школах края.

Индивидуально на дому обучалось 1669 детей-инвалидов и детей, нуждающихся в длительном лечении.

309 детей, нуждающихся в длительном лечении, обучались в медицинских организациях. 12 апреля 2018 г. состоялось открытие инновационного учебного класса в онкогематологическом отделении ГБУЗ ПК «Краевая детская клиническая больница».

В форме семейного образования обучалось 17 детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

В 2017-2018 учебном году в государственной итоговой аттестации (ГИА) участвовали 1809 обучающихся с ОВЗ и инвалидностью 9 класса (сдавали в форме ОГЭ - 137 чел., в форме ГВЭ – 1704 чел.) и 84 – 11 класса (сдавали в форме ЕГЭ – 64 чел., в форме ГВЭ – 21 чел.).

Из числа выпускников с ОВЗ и выпускников с инвалидностью 12 обучающихся 9 класса и 1 выпускник 11 класса не сдали ГИА, но допущены до пересдачи в дополнительный период, который пройдет в сентябре 2018 г.

Количество выпускников 9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – 1121.

Образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов дошкольного возраста осуществлялось в 9 отдельных образовательных организациях, реализующих адаптированные образовательные программы (6 дошкольных образовательных организаций и 3 структурных подразделения при общеобразовательных организациях), расположенных в гг. Березники, Кунгур, Лысьва, Пермь, Соликамск, Краснокамском, Чайковском муниципальных районах. Также функционировали 262 группы компенсирующей направленности.

Образовательная деятельность в форме инклюзивного образования организована в 362 дошкольных образовательных организациях.

Услугу дошкольного образования получали 7614 детей с ОВЗ, в том числе - 1210 детей-инвалидов.

Семьям детей-инвалидов, не посещающих детский сад, предоставляется компенсация. Данную компенсацию в размере 20781 руб. в год получали 438 детей.

Осуществляют деятельность 8 муниципальных центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в гг. Пермь, Березники, Лысьва, Кунгур, Горнозаводск, Краснокамск, Верещагино, Чусовой, а также государственное казенное учреждение Пермского края «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».

Кадровое обеспечение деятельности центров: 80 педагогов-психологов, 29 учителей-логопедов, 18 учителей-дефектологов, 12 социальных педагогов, 3 учителя ЛФК, 2 педиатра, 7 детских психиатров, 1 невролог.

Центры осуществляют работу по следующим направлениям:

- ранняя помощь;

- психолого-педагогические консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

- коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия;

- логопедическая помощь;

- помощь обучающимся в профориентации;

- помощь обучающимся в социальной адаптации;

- психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимися потерпевшими или свидетелями преступления и др.

В течение 2017 г. помощь в условиях центров получили 22 230 детей.

С использованием дистанционных технологий по программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, адаптированным основным общеобразовательным программам на дому в 2017-2018 учебном году обучалось 160 детей-инвалидов в 99 общеобразовательных учреждениях. Обучение осуществляли 312 подготовленных педагогов.

Информация о центрах дистанционного образования:

1. ГКБОУ «Школа-интернат для детей с нарушением слуха и речи» (краевой Центр дистанционного образования).

2. МАОУ «Школа № 155 для обучающихся с ОВЗ» г. Перми.

3. МБОУ «Школа № 154 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми.

4. МБОУ «Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья» г. Лысьва.

5. МБОУ «Специальная (коррекционная) средняя общеобразовательная школа № 15» г. Чусовой.

В штате образовательных организаций дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, осуществляющих обучение детей с ОВЗ, детей-инвалидов, в 2017-2018 учебном работали 8669 педагогов и специалистов, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, в том числе 2431 специалист со специальным образованием для работы с детьми с ОВЗ. 6238 педагогов прошли повышение квалификации по вопросам обучения детей с ОВЗ.

В учреждениях дополнительного образования детей занимались 3768 детей с ограниченными возможностями здоровья и 1241 ребенок-инвалид по следующим направлениям программ дополнительного образования:

- техническое творчество (381 чел.);

- спортивно-техническое (23 чел.);

- эколого-биологическое: (200 чел.);

- туристско-краеведческое (319 чел.);

- спортивные (597 чел.);

- художественной творчество (1 722 чел.);

- культурологическое (44 чел.);

- другие (482 чел.).

На территории Пермского края на базе краевого центра художественного образования «Росток» создан Координационный центр организационно-методического сопровождения работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в системе дополнительного образования (далее – центр).    

Функциями центра являются сопровождение запроса субъектов организации работы с детьми с ОВЗ, детьми инвалидами; транслирование эффективных практик, способствующих расширению возможностей выбора вариантов реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ, детей-инвалидов через организацию научно-практических мероприятий (семинаров, конференций, мастер-классов, круглых столов, творческих лабораторий).

В крае создано несколько центров, где дети-инвалиды и дети с ОВЗ могут заниматься физической культурой и спортом. Одним из таких центров является государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Краевой центр физической культуры и здоровья», на базе которого работает структурное подразделение «Спортивная детско-юношеская школа олимпийского резерва им. А.В. Третьякова», предоставляющее детям-инвалидам возможность заниматься шахматами, лыжными гонками, баскетболом, настольным теннисом, легкой атлетикой.

В 2017–2018 учебном году ГУ ДО «Пермский краевой центр «Муравейник» реализовывал две адаптированные дополнительные общеразвивающие программы для детей с ОВЗ на базе ГКБОУ «Школа-интернат для детей с нарушением слуха и речи»: «Школа естественных наук. Окружающий мир» (в очном формате, 12 обучающихся) и «Школа изобретателей» (в очно-заочном формате, 17 обучающихся).

Доступная среда для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов создана (нарастающим итогом) в 293 школах (37,5% от общего числа), 204 детских садах (34% от общего числа), 50 учреждениях дополнительного образования (40,3% от общего числа). На создание доступной среды в образовательных учреждениях с 2012 г. было привлечено более 69 млн. руб. из федерального бюджета, израсходовано более 35 млн. руб. из краевого бюджета, более 13 млн. руб. – из бюджетов муниципальных образований.

В 2018 г. в Государственной программе «Доступная среда» принимают участие 5 образовательных организаций:

- МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» г. Краснокамска;

- МБОУ «Очерская средняя общеобразовательная школа № 1» (структурное подразделение – детский сад «Гнездышко»);

- МКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для учащихся с ограниченными возможностями здоровья» Октябрьский район;

- МБОУ дополнительного образования «Детская школа искусств» г. Оханск.

В 2017-2018 учебном году для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов организованы и проведены 2 краевые конференции: II исследовательская конференция для детей с ограниченными возможностями здоровья «Нет ничего невозможного...» и IV краевая конференция «Хочу все знать!» для обучающихся с нарушениями интеллектуального развития.

В 2017-2018 учебном году дети с ОВЗ и дети-инвалиды и инвалиды обучались в 54 ПОУ и 9 их филиалах. Всего обучающихся с ОВЗ – 1841, обучающихся, имеющих статус «инвалид», «ребенок-инвалид» - 448.

На 1 января 2018 г. доля профессиональных образовательных учреждений, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, составила 26%.

В 2018 году доступная среда создается в следующих профессиональных образовательных организациях Пермского края:

- ГБПОУ «Кудымкарское медицинское училище» (техникум);

- КГАПОУ «Пермский техникум промышленных и информационных технологий»;

- ГБПОУ «Соликамский технологический колледж».

Обучение по вопросам, связанным с особенностями получения профессионального образования лицами с ОВЗ и инвалидностью, ежегодно за счет средств краевого бюджета проходит не менее 25 педагогических и административных работников профессиональных образовательных организаций.

Созданы базовые профессиональные образовательные организации, обеспечивающие поддержку региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов: Пермский филиал Краснокамского политехнического техникума и Лысьвенский политехнический колледж.

Горячая линия по вопросам безопасности образовательных учреждений
Единое консультационное окно для индивидуальных предпринимателей
Горячая линия для родителей по дошкольному образованию
Горячая линия по вопросам приема в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования инвалидов и лиц с ОВЗ
Горячая линия по вопросам незаконных сборов
Горячая линия по вопросам выплаты заработной платы
Анкетирование "Оценка конкурентной среды в Пермском крае"